Метрики email-маркетинга — это показатели, которые помогают определить эффективность рассылок, а также их влияние на бизнес и продажи.
Они дают понять, нравится ли подписчикам контент, мотивируют ли письма совершить целевое действие, например кликнуть по ссылке или нажать на кнопку в письме и купить продукт.
Большинство важных email-метрик отслеживают прямо в сервисе рассылок. Такая функция позволяет наглядно увидеть, насколько эффективно работают письма, а также сравнивать результаты разных кампаний между собой.

В отчете о рассылке в Unisender отображаются ключевые метрики: сколько писем отправлено, доставлено, прочитано и отправлено в спам. Можно посмотреть количество переходов и отписок
Зачем следить за метриками
Email-маркетологи регулярно отслеживают метрики, причем как по каждой email-кампании в отдельности, так и по email-стратегии в целом. Такой мониторинг позволяет:
Оценить эффективность кампаний. Маркетологи следят за тем, сколько писем доставлено и какой процент подписчиков открыли сообщения и перешли по ссылкам. Это базовые показатели эффективности email-рассылки.
Важно понимать, что у каждого письма своя задача: мотивировать пользователя завершить покупку из брошенной корзины, купить товар по акции или подключиться к вебинару. Анализ метрик позволяет понять, удалось ли добиться цели.

«Альпина» напоминает о бонусах с отсылкой к фильму «Один дома». Задача письма — мотивировать пользователя кликнуть на кнопку и перейти на сайт
Понять поведение подписчиков. Мониторинг и сравнение показателей позволяют определить, что именно в письмах важно для клиентов. Какого цвета кнопки привлекают, какие изображения и креативы нравятся, какой tone of voice вызывает интерес.

Фонд «Звезда на ладошке» анализирует метрики, чтобы понять, какой контент нравится подписчикам и помогает собирать средства. Источник
Повысить окупаемость канала. Метрики позволяют проанализировать вклад email-канала в бизнес и продажи, доказать его рентабельность перед руководителями или, наоборот, принять решение о перераспределении бюджета.

Издательство «МИФ» отправляет персонализированные письма. По данным исследований, подобные письма о брошенной корзине возвращают 60% клиентов. Источник
Регулярный мониторинг метрик позволяет улучшить открываемость писем. Это один из самых важных показателей в email-маркетинге. Ведь если письмо никто не откроет, других метрик просто не будет.
Мы в Unisender проводили A/B тест регистрации на вебинар про заработок на партнерских программах. Тестировали не на всей базе, а на небольшой выборке пользователей. В итоге тема №2 сработала почти в два раза лучше, чем тема №1.

Сделали вывод, что пользователи устали от тем с заработком, доходом и успешным успехом. Поэтому теплая тема с личной встречей сработала на ура.
На остальную базу мы отправили рассылку с темой №2 и перевыполнили план по регистрациям в 2 раза.
Всем маркетологам советую: не нужно пренебрегать тестом тем. Высокая открываемость — это первый шаг к успеху рассылки и получению лидов/выручки в дальнейшем.
Какие бывают метрики email-маркетинга
Существуют разные подходы к классификации метрик email-маркетинга. Некоторые ресурсы делят метрики на две большие группы:
- Внутренние метрики. Относятся непосредственно к письму: сколько подписчиков его открыли, прочитали, перешли по ссылкам.
- Внешние метрики. Демонстрируют последствия для кампании: конверсия, продажи, стоимость лида и подписчика.
В этой статье мы будем использовать более наглядную классификацию по содержанию и поделим показатели на метрики доставляемости, вовлеченности и продаж (бизнес-метрики).
Метрики доставляемости
Показывают, дошло ли письмо до получателей.
Доставляемость. Это процент писем, которые дошли до адресатов email-рассылки среди всех отправленных сообщений. Уровень доставляемости влияет на эффективность рассылки.

Идеальная доставляемость — 100%. А вот доставляемость 67% говорит о низком качестве базы
Показатель возвратов в рассылках (bounce rate). Процент писем, которые не были доставлены из-за неправильного адреса, переполненного ящика или технических сбоев почтового сервиса, среди всех отправленных писем.
Показатель в различных отраслях может быть разным, но в среднем не превышает 1%. При повышенных значениях bounce rate почтовые провайдеры решат, что отправитель рассылает спам, и заблокируют его рассылки.
Метрики вовлеченности
Показывают, насколько активно пользователи взаимодействуют с письмом.
Открываемость (open rate). Процент писем, которые открыли получатели, среди всех доставленных сообщений. Одна из самых важных метрик в email-маркетинге.

Идеального показателя открываемости не существует. Он зависит от ниши, качества контента, аудитории, типа письма. Поэтому маркетологи отслеживают показатель в динамике. А еще проводят A/B-тесты, чтобы определить, как разные тема и прехедер влияют на открываемость рассылок.
43% подписчиков при открытии ориентируются только на тему письма. По данным исследований, эффективнее всего в теме работают цифры, персонализированные заголовки и намек на срочное, ограниченное по времени предложение.
Коэффициент отписки (unsubscribe rate). Процент отписавшихся пользователей среди тех, кто получил рассылку.
Подписчики отписываются от рассылки по разным причинам: продукт стал неинтересен пользователю, он переехал в другую страну и уже не может заказывать пиццу в родном городе. Это естественные отписки, которые есть всегда.
Чтобы снизить число отписок, отправляйте письма регулярно, с обещанной периодичностью, сегментируйте базу и запрашивайте у подписчиков обратную связь.
Кликабельность (CTR, click rate). Это метрика, которая показывает процент пользователей, кликнувших по ссылкам, изображениям или кнопкам в письме. Кликабельность считают по отношению к доставленным письмам.
В письмах именно клик является целевым действием. Процент кликов демонстрирует, насколько эффективно письмо, мотивировало ли оно пользователя перейти на сайт.
Подробный анализ кликов по каждому письму позволяет маркетологу сделать выводы о контенте и дизайне. Например, какой из товаров подборки привлек внимание больше всего, какая кнопка заметнее, какие изображения вызвали интерес.

В сервисах рассылки можно посмотреть карту кликов. Она наглядно отображает, сколько подписчиков перешло на внешние ресурсы и по каким ссылкам
Норма кликабельности сильно зависит от ниши и типа писем. По данным HubSpot, средний показатель по отраслям равен 2,16%. Самый низкий процент — у SaaS-сервисов (1,19%).
CTOR (click to open rate). Метрика показывает, какой процент кликов был в письмах, которые подписчики открыли. Логично, что этот показатель будет выше, чем кликабельность.
CTOR помогает оценить вовлеченность в контент: насколько он был интересен пользователем, пролистал ли он его бегло, или вчитывался и кликал на бОльшее количество ссылок.
Например, компания отправила 100 писем, из них 40 было прочитано (открыто). Кликов — 10.
CTR = 10 / 100 *100% = 10%
CTOR = 10 / 40 * 100% = 25%
Маркетологи оценивают CTR и CTOR в связке, это помогает сделать выводы и улучшить контент писем. Например, при низком CTR (1%) письмо демонстрирует высокий CTOR (30%). Это значит, что каждый третий подписчик среди тех, кто открыл письмо, нашел его интересным и полезным. А вот над открываемостью в этом случае стоит поработать: подумать над темой и прехедером, изменить отправителя письма.
Чтобы показатель CTOR рос, нужно тестить разнообразные формы захвата пользователей прямо в письме: использовать баннеры, AMP-письма, гифки, игровые механики. Мы в Uni используем гифки в письмах, что увеличивает CTOR и вовлекает пользователей в контент.

Показали, как работает чат-бот подарковыбиралка
Бизнес-метрики
Связывают email-канал коммуникации с продажами и прибылью.
Конверсия (CR, conversion rate). Доля пользователей, которые совершили целевое действие: купили товар, записались на консультацию, зарегистрировались на вебинар.
Целевым действием рассылок обычно является клик. Маркетологи также могут определить, сколько покупок совершили пользователи после прочтения email. Это и будет конверсией в продажу.

Спортмастер прислал подборку бутсов. Переход по ссылку из письма и оформление заказа будет конверсией
В email-маркетинге актуально понятие ассоциированной конверсии. Это промежуточные визиты на сайт из различных каналов трафика. Они не приводят к основной конверсии (покупке, заявке, звонку), но способствуют ей.
Пользователь переходит по ссылке из письма, знакомится с предложением на сайте, закрывает его. Потом изучает разные предложения от других компаний, заходит на сайт через поиск и покупает продукт.
Тогда поиск будет основным источником конверсии, а вот email-рассылка — ассоциированной конверсией. Именно она способствовала покупке.
Пожизненная ценность клиента / подписчика (LTV). Метрика, которая показывает, сколько денег принесёт клиент за всё время взаимодействия с компанией: от первой покупки до последней.
Эта метрика актуальна, если есть KPI и планы на весь отдел маркетинга и на отдел CRM в частности.
ROMI (return on marketing investment). Метрика, которая показывает, сколько заработала компания со вложенных в маркетинг средств. Ее можно считать как для маркетинга в целом, так и для email-коммуникации в отдельности.
Анализ метрики позволяет понять, насколько окупается email-маркетинг. Оптимизировать затраты или, наоборот, усилить вложения в этот канал, чтобы зарабатывать больше.
ARPU. Средняя выручка на одного пользователя. Метрика показывает, сколько денег в среднем приносит компании один пользователь за определенный промежуток времени.
Average Revenue Per User = весь доход / количество пользователей за период
Чаще всего ARPU считают компании, которые предлагают услуги с абонентской платой. Например, операторы мобильной связи или SaaS-сервисы.
ARPU помогает сравнивать доходность разных сегментов пользователей и продуктов. Для нашей команды это актуально, так как отдел CRM-маркетинга Unisender помогает продвигать несколько продуктов одновременно: SaaS-сервис, школу, агентство, UniGo.
Зная ARPU, можно принимать более обоснованные решения по развитию, ценообразованию и удержанию пользователей.
Как улучшить метрики email-маркетинга
Над каждой метрикой следует работать отдельно, анализировать в динамике и для отдельных кампаний. Но есть универсальные советы, которые помогут усилить показатели в целом.
Отслеживайте актуальность базы. Необходимо регулярно удалять неверные и неактивные адреса, проводить реактивацию уснувших клиентов.
Чтобы снизить процент ошибочных адресов, нужно использовать двухэтапную подписку для новеньких. А еще никогда не отправлять рассылки по купленным базам клиентов.
Рассылка по купленной или чужой клиентской базе является спамом. Unisender не рекомендует отправлять такие письма. Это может привести к блокировке доменного почтового адреса, а еще несет большие риски для репутации компании.
Сегментируйте подписчиков. Сегментация базы позволит отправлять клиентам релевантные письма, а значит, улучшить показатели открываемости и конверсии.
Маркетологи сегментируют базу по геолокации, полу, возрасту, интересам. Они отправляют письма о брошенной корзине или подборки товаров, которые могут понравиться конкретному пользователю. Такие персонализированные рекомендации позволяют улучшить результаты email-кампаний.

Ozon напоминает о товарах в корзине
В 2026 году тренд в email-маркетинге — максимальная персонализация и удержание! Мы с командой CRM планируем перерабатывать наши цепочки и письма в сторону потребностей пользователей и сегментации по интересам, нишам бизнеса, покупательской способности, частоте покупок.
Если думаете над стратегией, учтите этот тренд. Отправлять один контент для всех - неправильно и неэффективно.
Тестируйте гипотезы. Коммуницируйте с командой: отделом продаж, разработчиками и менеджерами продукта, саппортом. Подумайте, как email-маркетинг может помочь решить задачи компании. Проводите A/B-тесты, чтобы понять, какой контент нравится подписчикам.
Мы в Unisender очень любим гипотезы. Ведем отдельный файл, где планируем на месяц, какие тесты будем проводить, и фиксируем результаты.
Это помогает понимать общую картину поведения и предпочтений наших подписчиков и рынка маркетинга в целом. Ведь основные наши клиенты — это собственники бизнеса и email-маркетологи.
Изучайте конкурентов. Подпишитесь на рассылки, которые вам нравятся, отслеживайте, что пишут конкуренты. Ищите вдохновение и новые интересные механики.

Копирайтер Unisender собирает мудборд интересных рассылок
Главные мысли
- Это показатели, которые помогают определить эффективность рассылок, а также их влияние на бизнес и продажи.
- Классифицируют на метрики доставляемости, метрики вовлеченности и бизнес-метрики.
- Чтобы улучшить метрики, нужно следить за качеством базы, сегментировать подписчиков и тестировать гипотезы.
